Есть родительская группа «Медтехника и мед. изделия», под ней четыре подгруппы: Приборы для измерения давления, Глюкометры, Алкотестеры, Массажёры и тренажёры. Приборы для измерения давления и Глюкометры включают более мелкие подгруппы. Для анализа группы глюкометров можно в таблице номенклатуры выделить всё, что содержит слово «глюкометр» и потом убирать лишнее, а можно выбрать группу «Глюкометры» и далее с ней работать. Второй вариант удобнее. Да и маркетинговую акцию проще настраивать на категорийные группы: «При покупке товара из группы Глюкометры, скидка 10% на товары группы Расходные материалы для глюкометров».
Таким образом, категорийная иерархия товарной номенклатуры является одним из инструментов для успешного управления бизнесом.
Группировки по МНН, АТХ и т.д.
Для быстрого поиска и управления товарной номенклатурой необходимы и другие характеристики товарных позиций. Признаки МНН (Международное Непатентованное Наименование), АТХ (Анатомо-терапевтическо-химическая классификация) позволяют быстро найти необходимые товары по этим классификаторам, например, при предъявлении рецепта.
Признак обязательного ассортимента позволяет контролировать наличие и своевременную закупку таких препаратов.
Также полезными будут деление лекарственных препаратов на рецептурные(RX) и безрецептурные группы (ОТС), на жизненно-важные, препараты предметно-количественного учёта (ПКУ) и т.д.
Для удобства общения с покупателями и для создания удобной коммуникации покупателей с электронным каталогом в интернет-витрине товарным позициям могут быть присвоены признаки по симптоматике: насморк, кашель и т.д.
Итак, дополнительные характеристики дают больше возможностей для управления номенклатурой, контроля и качества обслуживания покупателей.
Для чего нужна группировка по аналогам?
Количество выпускаемых лекарств, БАДов, изделий медицинского назначения и других товаров, продаваемых в аптеках, настолько велико, что торговать всеми просто не реально. Поэтому товарная номенклатура должна с одной стороны удовлетворять потребностям покупателей, а с другой не должна быть перегруженной.
Классическая структура по лекарственным препаратам, имеющим аналоги: одной дозировки и формы выпуска в ассортименте три позиции:
дорогая – бренд, оригинальный препарат,
средняя по цене, например, бренд-дженерик отечественного или иностранного производителя,
дешёвая – дженерик.
Имеет смысл держать в ассортименте оригинальный препарат, но бессмысленно держать в матрице всех производителей эналаприла, лоратадина бинтов или ваты. Какие товарные позиции войдут в номенклатуру, решать руководству на основании спроса и маркетинговых контрактов с производителями.
У аналогов может быть выставлен рейтинг. Те позиции, которые входят в товарную номенклатуру могут иметь высший приоритет в закупках, но при их отсутствии у поставщиков закупаются аналоги более низкого приоритета во избежание отказов покупателям.
Таким образом группировка по аналогам помогает точно подобрать необходимый препарат, а рейтинг аналогов позволяет всегда держать в номенклатуре необходимое количество товарных позиций.
Зачем нужны допродажи?
Можно продавать то, что конкретно спрашивают и локально решать проблему покупателя. Но фармацевт – это специалист, обладающий более широкими знаниями по применению и хранению препаратов. Он может порекомендовать к основному товару дополнительную сопутствующую продукцию. Хорошо, когда программа автоматически выводит подсказки допродаж. Ведь не сложно предложить к инъекциям шприцы и вату, а к антибиотикам препараты, восстанавливающие микрофлору кишечника. Допродажи не должны быть навязчивыми. В хорошем программном обеспечении есть настройка позиции-активатора, при выборе которой появляется ассортимент сопутствующих товаров для предложения покупателю. При правильной настройке по ценовой категории активатора всегда можно выбрать подходящий сопутствующий товар.
Насколько затратно поддерживать в порядке ассортиментную матрицу?
В крупных сетях товарной матрицей управляют категорийные менеджеры. Может быть управляющий ассортиментом, в задачи которого входит анализ категорий, рекомендации по вводу новых товаров и выводу неликвидов. Это независимый эксперт, который контролирует эффективность наполнения всех категорий товаров. Ассортиментный управляющий с опытом стоит от 60 000 рублей.
Небольшим сетям рекомендуем воспользоваться готовой номенклатурой, которая входит в сервис программного обеспечения. В этом случае аптеки получают готовый ассортимент для работы со всеми привязками и возможностью достроить категории и признаки под свою специфику.
Выводы:
- Ассортиментная матрица – это мощный инструмент бизнеса, позволяющий квалифицированно обслуживать покупателей.
- В матрице необходимы правила ввода товарных позиций, категорийная иерархия и дополнительные группировки, с помощью которых возможно контролировать бизнес и влиять на продажи.
- Ненавязчивые допродажи к основному товару повышают лояльность покупателей и увеличивают товарооборот аптеки.
- Нет ресурсов привести матрицу в порядок своими силами или содержать управляющего ассортиментом – найдите программное обеспечение с уже встроенной ассортиментной матрицей.