Сергей Шевчук

Партнёр проекта ViPharma
Зачем нужен партионный учёт и внутреннее штрих-кодирование?



Для ответа на вопрос разберёмся, с какой целью ведутся эти учётные данные.

Партионный учёт – каждое поступление товара в аптеку идентифицируется уникальным номером партии. В результате по этому номеру учётная система знает от кого поступила конкретная товарная позиция. Номер партии используется для возврата товара Поставщику. Если требуется возврат брака или лекарственных средств, изъятых из обращения, то с использованием партионного учёта бухгалтерии удобно сделать соответствующий возврат.

Но если в аптеке есть товар только с указанием серии завода-изготовителя, и эта серия поступала от разных Поставщиков по разным партиям, то фактически сверить, по каким партиям на остатках находятся препараты, невозможно. Для этого применяется внутреннее штрих-кодирование, на основании которого позиция разделяется по сериям и партиям внутри серий.

Выводы:

  • партионный учёт используется для идентификации поступления
  • без внутреннего штрих-кодирования идентификация на уровне серий невозможна

Получается, что партионный учёт нужен бухгалтерии, чтобы правильно создать документы возврата или перемещения.

Нужно ли это бизнесу?

Бизнес должен получать прибыль. Сокращение издержек и грамотное управление продажами увеличивает прибыль. Поставщик примет возврат, если идентифицирует наименование товарной позиции и серию. В результате достаточно вернуть товар Поставщику, который поставлял его последним. А с экономической точки зрения тому, кто поставлял его по самой высокой цене.

Внутреннее штрих-кодирование – присвоение каждому товару внутреннего штрих-кода на уровне товарной позиции, серии, партии. Внутренний штрих-код присваивается:

  • товарам, которые покупаются большими партиями, где каждое отдельное изделие не имеет заводского кода. Например, пипетки, бахилы;
  • сериям для идентификации поступления серии в торговую точку;
  • партиям для точной идентификации поступления серии в торговую точку по конкретному документу.

Внутренний штрих-код в аптеках также используется для расчёта цен по каждому поступлению. Если в аптеке на остатках товары с разными ценами поступлений, то на одну и ту же позицию возможны разные цены продаж. Кроме этого персонал аптеки вынужден каждое поступление оклеивать внутренними кодами. Ошибка наклейки кода часто не исправляется даже при инвентаризации, т.к. сканируется неправильно наклеенный внутренний код и не сравнивается наименование товара при сканировании.

Плюсы партионного учёта и внутреннего штрих-кодирования:

  • упрощается создание возвратных документов,
  • частично упрощается инвентаризация, т.к. нет необходимости выбирать серию товара.

Минусы партионного учёта и внутреннего штрих-кодирования:

  • при общем дефиците персонала, значительная часть рабочего времени тратится на оклейку товаров кодами;
  • сложно проводить переоценку остатков. Если товар дорожает, то старые закупки могут продаваться дешевле новой закупочной цены;
  • сложно проводить маркетинговые мероприятия по применению специальных цен, особенно с использованием интернет-ресурсов;
  • товар, оклеенный внутренними кодами, не все Поставщики примут к возврату, особенно если заклеен заводской код;
  • с вводом маркировки лекарственных средств обязательно сканирование заводского кода и двумерного кода маркировки для отправки данных в учётную государственную систему, а затем нужно сканирование внутреннего кода для идентификации товара в своей системе. Т.е. сканировать товар придётся три раза.
Решение, по какому пути идти, за руководителями предприятий. Важно начать приводить в порядок соответствие заводских штрих-кодов. Маркировка лекарств при правильном внедрении может заменить устаревшую систему учёта по партиям и внутренним кодам.

Как это работает в VirtualPOS

В VirtualPOS ведётся внутренний код товарной позиции и внутренний код товарного остатка, который уникален для серии на торговой точке. Эти данные могут быть распечатаны на стикерах для оклейки товаров при необходимости. Подробнее

Вернуть товар Поставщику без применения внутренних кодов очень просто:

1. Зайдите на вкладку «Товарные запасы» и выберите точку продаж;

2. В открывшемся списке найдите нужный товар и серию. Выберите поступление и кликните по нему;
3. В открывшемся поступлении нажмите Действия=>Создать возврат

В создавшемся документе удалите лишние строки и сформируйте нужный документ, нажав Оформить возврат

Если для удаления слишком много позиций, то выгрузите документ в Excel, удалите лишнее и загрузите исправленную версию из файла.



См. также как работает автоматизированное ценообразование по принципу один товар - одна цена.

Made on
Tilda